Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » литература » список литературы необходимой для экзамена!!!

Литература
{{нет сносок|date=2008-08-09}}[[Файл:Merton College library hall.jpg|thumb|300px|Библиотека [[Мертон-колледж|колледжа Мертон]]]]'''Литерату́ра''' ({{lang-la|lit(t)eratura}}, буквально — ''написанное'', от ''lit(t)era'' — буква) — в широком смысле совокупность любых письменных [[текст]]ов.== О границах понятия ==Чаще всего под литературой понимают [[художественная литература|художественную литературу]], то есть литературу как вид [[искусство|искусства]]. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Древние [[наука|научные]] трактаты и [[религия|религиозно]]-[[мифология|мифологические]] сочинения — такие, например, как «Теогония» [[Гесиод]]а или «О природе вещей» [[Тит Лукреций Кар|Лукреция]] — с точки зрения современников не противопоставлялись, например, [[эпос|эпическим]] поэмам («Илиаде» [[Гомер]]а или «Энеиде» [[Публий Вергилий Марон|Вергилия]]) как нехудожественная литература художественной. В России в [[1820-е|1820-е годы]] критики сходились во мнении, что лучшие образцы русской [[проза|прозы]] — «[[История Государства Российского]]» [[Карамзин, Николай Михайлович|Карамзина]] и «Опыт теории налогов» [[Тургенев, Николай Иванович|Николая Тургенева]]. Отделяя художественную литературу других периодов от литературы религиозной, философской, научной, публицистической, мы проецируем наши современные представления в прошлое, и это требует осторожности.Тем не менее у литературы есть ряд универсальных свойств, неизменных во всех национальных культурах и на всем протяжении человеческой истории, хотя каждое из таких свойств связано с определёнными проблемами и оговорками.* К литературе относятся [[автор]]ские тексты (в том числе и [[аноним]]ные, то есть такие, у которых автор по тем или иным причинам неизвестен, и коллективные, то есть написанные группой лиц — иногда довольно многочисленной, если речь идёт, к примеру, об [[энциклопедия|энциклопедии]], но все-таки определённой). То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно в данном случае не с юридической точки зрения (ср. [[авторское право]]) и не с психологической (автор как живой человек, сведения о котором читатель может попытаться извлечь из читаемого текста), а потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе. История культуры знает типы текстов, существующие по другим правилам, — например, [[фольклор]]ные: из-за отсутствия авторства сам текст окончательно не закреплён, и тот, кто в очередной раз его пересказывает или переписывает, волен вносить в него изменения, порой довольно существенные. Те или иные записи такого текста могут быть связаны с именем [[Писатель|писателя]] или учёного, осуществившего такую запись (например, «Народные русские сказки» [[Афанасьев, Александр Николаевич|Афанасьева]]), однако такая литературная фиксация нелитературного текста не отменяет возможности существования иных его версий, и автору такой записи принадлежит именно эта запись, а не сама сказка.* С предыдущим свойством связано и другое: к литературе относятся письменные тексты и не относятся устные. Устное творчество исторически предшествует письменному и прежде, в отличие от письменного, не поддавалось фиксации. Фольклор всегда был устным (вплоть до [[XIX век]]а, когда начали появляться его письменные формы — например, девичьи альбомы). Современность знает, однако, переходные и пограничные случаи. Так, в национальных культурах, осуществивших в [[XX век]]е большой скачок в развитии, сохранялись или сохраняются [[сказитель|сказители]], занимающиеся устным (стихотворным, на грани [[песня|песни]]) творчеством, — прежде такие песни уходили бы в фольклор и существовали в нём, изменяясь и развиваясь в устах других исполнителей, однако в новейшее время сочинения, например, [[Джамбул]]а подвергались письменной фиксации сразу после своего создания и поэтому существуют в качестве литературных. Другой способ превращения устного творчества в письменное — так называемая «литературная запись»: например, воспоминания матери [[Космодемьянская, Зоя Анатольевна|Зои]] и Александра Космодемьянских, неоднократно изданные отдельной книгой, записаны с её слов и превращены в литературный текст интервьюировавшей её писательницей [[Вигдорова, Фрида Абрамовна|Фридой Вигдоровой]].* К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого [[язык (система знаков)|языка]], и не относятся тексты [[синтез искусств|синтетические]] и [[синкретизм|синкретические]], то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного. [[Песня]] или [[опера]] сами по себе не являются частью литературы. Если песня написана [[композитор]]ом на уже имеющийся текст, написанный [[поэт]]ом, то проблемы и не возникает; в [[XX век]]е, однако, вновь приобрела широкое распространение древняя традиция, согласно которой один и тот же автор создаёт сразу словесный текст и музыку и (как правило) сам исполняет получившееся произведение. Вопрос о том, насколько правомерно извлекать из получившегося синтетического произведения только словесный компонент и рассматривать его как самостоятельное литературное произведение, остаётся дискуссионным. В ряде случаев синтетические произведения все-таки воспринимаются и квалифицируются как литературные, если несловесных элементов в них относительно немного (такова, например, знаменитая «загогулина» в «Приключениях Тристрама Шенди» [[Стерн, Лоренс|Лоренса Стерна]] или рисунки в известной детской книге [[Хопп, Синкен|Синкен Хопп]] «Волшебный мелок») или их роль принципиально подчинённая (как роль формул в [[математика|математической]], [[химия|химической]], [[физика|физической]] литературе, даже если они и занимают бо́льшую часть текста). Иногда, однако, место дополнительных визуальных элементов в литературном тексте настолько велико, что рассматривать его как чисто литературный с научной точки зрения уже натяжка: наиболее известный из таких текстов — сказка [[Сент-Экзюпери, Антуан де|Сент-Экзюпери]] «[[Маленький принц]]», важной частью которой являются авторские рисунки.Всем трём названным критериям не вполне удовлетворяют некоторые древние тексты, традиционно понимаемые как литературные, — например, «[[Илиада]]» и «[[Одиссея]]»: считается доказанным{{Нет АИ|18|05|2009}}, что [[Гомер]] как единый автор этих двух поэм никогда не существовал, а тексты этих двух поэм сложились из древнегреческого фольклора, исполнявшегося сказителями в виде песен. Однако письменная фиксация этих текстов в их окончательном варианте состоялась настолько давно, что такой традиционный подход можно считать оправданным.Следует добавить ещё один критерий, относящийся уже не к структуре литературных текстов, а к их функции.* К литературе относятся тексты, сами по себе имеющие социальное значение (или рассчитанные на то, чтобы таковое иметь). Это значит, что не рассматриваются как литература частная и служебная переписка, личные дневники, школьные сочинения и т. п. Данный критерий кажется простым и очевидным, но на самом деле и он вызывает целый ряд сложностей. С одной стороны, личная переписка может становиться фактом литературы (художественной или научной), если её ведут значительные авторы: недаром собрания сочинений и писателей, и учёных включают раздел писем, и в этих письмах подчас содержатся важные и ценные для литературы и науки сведения; то же относится и к школьным сочинениям будущих писателей, учёных, политиков: они могут быть задним числом втянуты в пространство литературы, проливая неожиданный свет на последующее творчество своих авторов (так, сказка, написанная по школьному заданию 14-летним [[Сент-Экзюпери, Антуан де|Сент-Экзюпери]], обнаруживает удивительные переклички с «[[Маленький принц|Маленьким принцем]]»). Более того, в некоторых случаях писатели, философы, публицисты целенаправленно превращают частную переписку или дневник в факт литературы: пишут их с расчётом на постороннего читателя, публично исполняют отрывки, издают и т. п.; известными примерами таких личных по форме, но публичных по задаче текстов могут служить письма русских писателей [[1820-е|1820-х годов]], входивших в литературное общество «[[Арзамас (литературное общество)|Арзамас]]», а в новейшей русской литературе — переписка [[Курицын, Вячеслав Николаевич|Вячеслава Курицына]] и [[Парщиков, Алексей Максимович|Алексея Парщикова]], дневник [[Есин, Сергей Николаевич|Сергея Есина]] и др. С другой стороны, остаётся проблематичным статус художественного творчества авторов-дилетантов, чьи тексты остаются достоянием их самих и узкого круга их друзей и знакомых: правомерно ли рассматривать как явление литературы стихотворное поздравление, сочинённое группой служащих ко дню рождения своего начальника? Новые сложности в этом отношении возникли с появлением [[Интернет]]а и распространением [[сайты со свободной публикацией|сайтов со свободной публикацией]], где свои произведения может обнародовать любой желающий. Современные учёные (например, французский социолог [[Бурдье, Пьер|Пьер Бурдье]] и его последователи) пытаются описать социальные механизмы, определяющие литературу, искусство, науку и отграничивающие их от дилетантской деятельности любого рода, но предложенные ими схемы не являются общепринятыми и остаются предметом ожесточённой дискуссии.== Основные виды литературы ==Виды литературы могут выделяться как по содержанию текстов, так и по их предназначению, и полностью соблюсти принцип единства основания при классификации литературы затруднительно. К тому же такая классификация способна вводить в заблуждение, объединяя совершенно непохожие и действительно различные явления. Зачастую типологически различные тексты одной и той же эпохи гораздо ближе друг к другу, чем типологически одинаковые тексты разных эпох и культур: у лежащих в основе европейской [[философия|философской]] литературы «Диалогов» [[Платон]]а куда больше общего с другими памятниками древнегреческой словесности (скажем, с [[Драма (род литературы)|драмами]] [[Эсхил]]а), чем с трудами таких философов Нового времени, как [[Гегель, Георг Фридрих Вильгельм|Гегель]] или [[Рассел, Бертран|Рассел]]. Судьба некоторых текстов складывается таким образом, что во время своего создания они тяготеют к одному виду литературы, а впоследствии движутся в сторону другого: так, например, «Приключения Робинзона Крузо» [[Дефо, Даниэль|Даниэля Дефо]] прочитываются сегодня скорее как произведение [[детская литература|детской литературы]], а между тем писались они даже не просто как произведение художественной литературы для взрослых, а как [[памфлет]] с существенной ролью [[публицистика|публицистического]] начала. Поэтому общий список основных видов литературы может носить только приблизительно-ориентировочный характер, а конкретная структура литературного пространства может быть установлена только применительно к данной культуре и данному периоду времени. Для прикладных целей, однако, эти сложности не имеют принципиального значения, так что практическим нуждам книжной торговли и [[библиотека|библиотек]] удовлетворяют довольно разветвлённые, хотя и поверхностные по подходу системы [[библиотечно-библиографическая классификация|библиотечно-библиографической классификации]].=== [[Художественная литература]] ===Художественная литература — вид [[искусство|искусства]], использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного (письменного человеческого) [[язык (система знаков)|языка]]. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении, с одной стороны, с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового ([[музыка]], [[изобразительное искусство]]) или наряду с ним ([[театр]], [[кинематограф|кино]], [[песня]]), с другой стороны — с иными типами словесного [[текст]]а: [[философия|философским]], [[публицистика|публицистическим]], [[наука|научным]] и др. Кроме того, художественная литература, как и другие виды искусства, объединяет [[автор]]ские (включая и анонимные) произведения в отличие от принципиально не имеющих автора произведений [[фольклор]]а.{{seealso|Эпос|Лирика|Драма (род литературы)|Эссе|Детская литература|Переводная литература}}=== [[Научная литература|Научная и научно-популярная литература]] ==={{main|Научная литература}}{{заготовка раздела}}=== [[Справочная литература]] ===[[Файл:Brockhaus Lexikon.jpg|thumb|200px|Словарь Брокгауза ([[1910]])]]Литература вспомогательного содержания, используемая для получения наиболее общей, не вызывающей сомнений информации по тому или иному вопросу. Основные виды справочной литературы:* [[Словарь|Словари]], упорядочивающие информацию по основным для данной сферы знаний (или для всего языка в целом) словам и выражениям, чаще всего — в алфавитном порядке;* [[Справочник]]и, в которых информация упорядочена каким-то другим способом, в соответствии с собственной структурой данной сферы знаний (например, [[медицина|медицинский]] справочник — по локализации заболеваний или характеру [[симптом]]ов);* [[Энциклопедия|Энциклопедии]] — наиболее комплексные и системные своды информации по данной сфере знания.В идеале справочные издания должны содержать только считающиеся объективно установленными факты и адекватно отражать существующий в данный момент уровень человеческих знаний. Однако на практике невозможно полностью отделить факты от [[интерпретация|интерпретаций]] и неявных, подразумеваемых допущений, поэтому та или иная доля тенденциозности в любом справочном издании присутствует. В некоторых случаях эта доля довольно велика и привносится в справочное издание целенаправленно: таковы, в частности, большинство справочных изданий [[Советский Союз|советской]] эпохи, особенно в том, что касается гуманитарного знания, — даже короткие словарные статьи оказываются в них [[идеология|идеологически]] окрашены. Касается это и отбора материала: так, в литературных энциклопедиях, выпущенных в СССР, находилось место для сугубо второстепенных писателей [[социализм|социалистической]] и [[коммунизм|коммунистической]] ориентации, но отсутствовали весьма значительные авторы, известные своим негативным отношением к советскому строю. Даже спустя короткое время пользоваться такими изданиями как справочными становится невозможно: слишком много усилий приходится затрачивать на то, чтобы отделить факты от интерпретаций; однако именно эта идеологическая окраска делает справочные издания особенно интересными как историческое свидетельство, памятник своей эпохи.=== [[Учебная литература]] ===Учебная литература, делящаяся в основном на собственно [[учебник]]и и сборники задач (упражнений), имеет немало общего со справочной: как и справочная литература, учебная имеет дело с той частью знаний по тому или иному вопросу, которая считается более или менее общепризнанной. Однако назначение учебной литературы иное: изложить эту часть знаний системно и последовательно с тем, чтобы адресат текста составил о ней достаточно полное и отчётливое представление и овладел рядом востребованных в этой части знаний навыков, будь то умение решать [[уравнение|уравнения]] или правильно расставлять [[знаки препинания]]. Эта [[прагматика текста|прагматическая]] задача определяет особенности строения учебных текстов: повторы, подхваты, проверочные вопросы и задания, и т. п.=== [[Техническая литература]] ===Техническая литература — это литература, относящаяся к области [[техника|техники]] и [[производство|производства]] (каталоги изделий, инструкции по эксплуатации, обслуживанию и ремонту, каталоги деталей, [[патент]]ы и т. п.).== Литература и носители текста ==Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: [[рукопись]], [[книга]], [[компьютер]]ный [[файл]] на [[монитор]]е. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется [[цивилизация|цивилизационной]] революцией, совершённой изобретшим книгопечатание [[Гутенберг, Иоганн|Гутенбергом]]: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения [[автор]]а. На исходе [[XX век]]а новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это [[аудиокнига]] и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.== См. также =={{Навигация|Тема = Литература|Портал = Литература|Викисловарь = литература|Викиучебник = |Викицитатник = Литература|Викитека = |Викивиды = |Викиновости = |Викисклад = Category:Literature|Метавики = |Проект = |Родовод = }}* [[Викитека]]* [[Викицитатник]]* [[Список литератур народов мира]]* [[Электронная книга]]* [[Электронная библиотека]]* [[Сетевая литература]]=== Хронология ===* [[Античная литература]]* [[Средневековая литература]]* [[Литература эпохи Возрождения]]== Литература ==* Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.: 1979* Хализев В. Е. Интерпретация и литературная критика // Проблемы теории литературной критики. М.: 1980* Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: 1991* Корман Б. О. Избранные труды по теории и истории литературы. Ижевск: 1992* Есаулов И. А. Спектр адекватности в истолковании литературного произведения: «Миргород» Н. В. Гоголя. М.: 1997* Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: 1995* Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997* Тюпа В. И. Онтология коммуникации // Дискурс. № 5/6. Новосибирск: 1998. С. 5-17* Rezeptionästhetik. Teorie und Praxis / Hrsg. R. Warning. München: 1975* Iser W. Der Akt des Lesens: Theorie ästhetischer Wirkung. München: 1976* Meier R. Bibliographie zur Intonation. Tübingen, 1984. С. 306== Ссылки ==* {{Open-Site|International/Russian/Искусство/Литература}}* [[Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)]] (по состоянию на [[2001 год]]): [http://www.gsnti-norms.ru/norms/common/doc.asp?0&/norms/grnti/gr17.htm 17 Литература. Литературоведение. Устное народное творчество]{{rq|sources|refless}}[[Категория:Литература|*]][[af:Letterkunde]][[am:ሥነ ጽሑፍ]][[an:Literatura]][[ar:أدب]][[ast:Lliteratura]][[az:Ədəbiyyat]][[ba:Әҙәбиәт]][[bar:Literatur]][[bat-smg:Literatūra]][[be:Літаратура]][[be-x-old:Літаратура]][[bg:Литература]][[bn:সাহিত্য]][[br:Lennegezh]][[bs:Književnost]][[ca:Literatura]][[ceb:Katitikan]][[co:Littiratura]][[cs:Literatura]][[csb:Lëteratura]][[cv:Литература]][[cy:Llenyddiaeth]][[da:Litteratur]][[de:Literatur]][[diq:Edebiyat]][[dv:އަދަބިއްޔާތު]][[el:Λογοτεχνία]][[en:Literature]][[eo:Literaturo]][[es:Literatura]][[et:Kirjandus]][[eu:Literatura]][[fa:ادبیات]][[fi:Kirjallisuus]][[fiu-vro:Kirändüs]][[fo:Bókmentir]][[fr:Littérature]][[frp:Litèratura]][[fur:Leterature]][[fy:Literatuer]][[ga:Litríocht]][[gan:文學]][[gd:Litreachas]][[gl:Literatura]][[gu:સાહિત્ય]][[gv:Lettyraght]][[hak:Vùn-ho̍k]][[haw:Moʻokalaleo]][[he:ספרות]][[hi:साहित्य]][[hr:Književnost]][[ht:Literati]][[hu:Irodalom]][[ia:Litteratura]][[id:Sastra]][[ie:Literatura]][[ilo:Literatura]][[io:Literaturo]][[is:Bókmenntir]][[it:Letteratura]][[ja:文学]][[jv:Sastra]][[ka:ლიტერატურა]][[kaa:A'debiyat]][[kab:Tasekla]][[ko:문학]][[ku:Wêje]][[kv:Гижӧмбур]][[la:Litterae]][[lad:Literatura]][[lb:Literatur]][[li:Literatuur]][[lo:ວັນນະຄະດີ]][[lt:Literatūra]][[lv:Literatūra]][[mk:Литература]][[ml:സാഹിത്യം]][[ms:Kesusasteraan]][[mwl:Lhiteratura]][[nap:Litteratura]][[nds:Literatur]][[nds-nl:Literatuur]][[ne:साहित्य]][[new:साहित्य]][[nl:Literatuur]][[nn:Litteratur]][[no:Litteratur]][[nov:Literature]][[nrm:Littéthatuthe]][[oc:Literatura]][[os:Литературæ]][[pam:Literatura]][[pap:Literatura]][[pl:Literatura]][[ps:ادبيات]][[pt:Literatura]][[qu:Simi kapchiy]][[ro:Literatură]][[roa-rup:Literatura]][[sa:प्राचीन साहित्यम्]][[scn:Littiratura]][[sco:Leiteratur]][[sh:Književnost]][[simple:Literature]][[sk:Literatúra]][[sl:Književnost]][[sq:Letërsia]][[sr:Књижевност]][[stq:Flugge Literatuur]][[sv:Litteratur]][[sw:Fasihi]][[ta:இலக்கியம்]][[tg:Адабиёт]][[th:วรรณกรรม]][[tl:Panitikan]][[tr:Edebiyat]][[tt:Әdәbiyat]][[uk:Література]][[ur:ادب]][[vec:Łiteratura]][[vi:Văn chương]][[wa:Belès letes]][[war:Literatura]][[wo:Njàngat]][[yi:ליטעראטור]][[yo:Lítíréṣọ̀]][[za:Vwnzyoz]][[zea:Literatuur]][[zh:文学]][[zh-min-nan:Bûn-ha̍k]][[zh-yue:文學]]
Категория: список литературы необходимой для экзамена!!! | Добавил: teatral (29.01.2010)
Просмотров: 2864 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
список литературы необходимой для экзамена!!! [2]
Поиск
Наш опрос
а куда вы хотите поступать?
Всего ответов: 550
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0